Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
О материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Наличие оборудованных учебных кабинетов
Кабинет педагога-психолога предназначен для индивидуальной коррекционной работы с детьми, в том числе инвалидами и детьми с ОВЗ, консультирования взрослых. Пространство кабинета организовано в соответствии со спецификой профессиональной деятельности педагога-психолога, котороая направлена на обеспечение коррекции нарушений развития у различных категорий детей, включая детей с особыми образовательными потребностями, в т.ч. детей с ОВЗ и детей-инвалидов; оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, социальной адаптации.
Имеется несколько рабочих зон, имеющих различную функциональную нагрузку:
- зона консультативной работы
- зона диагностической работы
- зона коррекционно-развивающей работы
- зона игровой терапии
- зона релаксации и снятия эмоционального напряжения
- личная (рабочая) зона психолога.
Зона консультативной работы. Эта часть кабинета предполагает создание доверительной и свободной обстановки, помогающей посетителю, пришедшему на прием к психологу, спокойно обсудить волнующие его проблемы.
Зона диагностической работы. Эта часть кабинета предназначена для проведения обследований (в индивидуальной или групповой форме).
Зона коррекционно-развивающей работы. Многообразие форм коррекционно-развивающей работы предполагает соответствующее оснащение этой зоны психологического кабинета. Для занятий с детьми здесь расставлены столы-парты, доска, фланелеграфы, мольберт и пр. Для проведения занятий в игровой форме, которые предполагают свободное размещение детей на полу, в кабинете имеется ковер, а также разнообразный игровой материал. Также предусмотрен специальный уголок, где размещаются подушки, крупные мягкие игрушки, поролоновые мячи и другие предметы. Здесь можно сильно стучать ногами, бить по матрасу, подушкам, мячам и снять таким образом скопившееся негативное напряжение.
Зона игровой терапии. Эта зона оснащена песочницей с мелкими игрушками для создания быстрой смены сюжета, поделочными материалами, карандашами, альбомами и др. Все это обеспечивает простоту адаптации детей к условиям работы в кабинете и способствует снятию у них напряженности.
Зона релаксации и снятия эмоционального напряжения. Кабинет педагога-психолога может служить местом эмоциональной разгрузки, как для детей, так и для взрослых. Выполнение этой функции предполагает создание расслабляющей, успокаивающей обстановки. Мягкое, ворсистое покрытие на полу, естественная зелень комнатных растений, легкое журчание фонтанчика, светящееся дерево "Сакура", аква-лампа "Пальма", диско-шар, негромкое звучание спокойной музыки – все здесь должно способствовать успокоению, снятию накопившейся усталости и раздражения. Большое значение для восстановления душевного равновесия ребенка имеет возможность побыть наедине с самим собой, на время отключиться от окружающей действительности. Кроме этого, дети могут сделать это, забравшись в сухой бассейн.
Личная (рабочая) зона психолога. Деятельность педагога-психолога регламентируется нормативными документами, локальными актами МКДОУ № 26. Педагог-психолог ведет специальную документацию: психологические заключения, коррекционные карты, выписки, психологические характеристики, протоколы диагностических обследований, карты развития и др. Также, педагог ведет организационно-методическую документацию: годовой план работы, отчеты о проделанной работе, аналитические справки, полученные в результате коррекционно-диагностической деятельности.
Все функциональные зоны кабинета психолога подчинены решению главной задачи: созданию условий для обеспечения психического здоровья детей.
Кабинет учителя-логопеда ДОУ предназначен для оказания своевременной квалифицированной консультативно-методической, диагностической, коррекционной помощи детям, в том числе детям-инвалидам и детям с ОВЗ, родителям и педагогам по вопросам развития, обучения, воспитания, адаптации ребенка с проблемами развития речи.
В кабинете имеется несколько рабочих зон, имеющих различную функциональную нагрузку:
- зона консультативной работы
- зона диагностической работы
- зона коррекционно-развивающей работы
- зона методического сопровождения.
Зона консультативной работы. Эта часть кабинета представлена комфортным диваном и предполагает создание доверительной и свободной обстановки, помогающей посетителю, пришедшему на прием к психологу, спокойно обсудить волнующие его проблемы.
Зона диагностической работы. Эта часть кабинета предназначена для проведения обследований (в индивидуальной или групповой форме).
Зона коррекционно-развивающей работы оборудована детскими столами и стульями, настенным зеркалом, логопедическими инструментами для постановки звуков. Также имеется картинный материал на автоматизацию и дифференциацию звуков, картотеки на автоматизацию и дифференциацию звуков в слогах, словах, предложениях, тексте; комплексы артикуляционных упражнений в картинках и сказках, игры для развития правильного речевого дыхания; дидактические игры для развития лексико-грамматических категорий; игры на развитие мелкой моторики и др.
Зона методического сопровождения. Деятельность учителя-логопеда регламентируется нормативными документами, локальными актами МКДОУ № 26. Учитель-логопед ведет специальную документацию: заключения психолого-педагогического консилиума, коррекционные карты, логопедические характеристики, карты развития и др. Также, педагог ведет организационно-методическую документацию: годовой план работы, отчеты о проделанной работе, аналитические справки, полученные в результате коррекционно-диагностической деятельности.
Все функциональные зоны кабинета учителя-логопеда подчинены решению главной задачи: созданию условий для коррекционной работы с детьми, в том числе инвалидами и детьми с ОВЗ, имеющими нарушения в речевом развитии.
Наличие оборудованных объектов для проведения практических занятий
Основное предназначение музыкального зала – проведение музыкальных занятий с детьми раннего и дошкольного возраста, в том числе инвалидами и детьми с ОВЗ.
Также зал предназначен для проведения:
праздничных утренников, вечеров развлечений, тематических занятий с детьми;
открытых итоговых занятий;
театрализованных представлений;
просмотров фильмов и мультфильмов;
индивидуальной и групповой работы с детьми;
встреч с детьми из музыкальной школы, слушания музыки и других мероприятий.
Физкультурный зал нашего ДОУ является:
центром физической подготовки детей;
центром формирования у детей жизненно-необходимых двигательных умений и навыков, достижения определенного уровня физической культуры;
центром консультативной работы с воспитателями и родителями по вопросам физического воспитания.
Основные задачи:
- охрана и укрепление здоровья детей, в том числе инвалидов и детей с ОВЗ.
- совершенствование физического развития дошкольников, в том числе инвалидов и детей с ОВЗ.
В детском саду 8 групповых помещений с отдельными спальнями. Групповые помещения – это пространство, в котором протекает повседневная жизнь воспитанников детского сада, в том числе инвалидов и детей с ОВЗ, осуществляется образовательная деятельность с детьми, в том числе с инвалидами и детьми с ОВЗ, практические занятия. Групповое помещение (ячейка) делится на несколько более мелких функциональных зон:
- раздевалка;
- игровая, которую чаще называют групповой комнатой;
- спальня;
- буфетная;
- туалетная комната.
1. Раздевалка (приемная) – предназначена для приема детей и хранения верхней одежды. Раздевальные оборудованы шкафами для верхней одежды детей и персонала. Шкафы для одежды и обуви оборудованы индивидуальными ячейками - полками для головных уборов и крючками для верхней одежды. Каждая индивидуальная ячейка маркируется. В приемной расположены информационные уголки для родителей («Для вас, родители», «Меню», «Информация» и т.д.), куда помещается информационный материал для родителей, консультации, рекомендации специалистов.
2. Игровая - предназначена для проведения игр, занятий и приема пищи. В игровых помещениях установлены промаркированные столы и стулья по количеству детей. Подбор мебели для детей проводится с учетом роста детей. Каждая групповая оснащена мебелью для размещения игрового развивающего материала и для организации различных видов деятельности детей. Также в групповых находятся учебные доски (меловые, магнитные или маркерные). Игрушки, безвредные для здоровья детей, отвечают санитарно-эпидемиологическим требованиям. В каждой возрастной группе имеются оборудование, дидактические игры, пособия, методическая и художественная литература, необходимые для организации разных видов деятельности детей.
3. Спальня - предназначена для дневного сна детей. Спасльни оснащены отдельными и (или) выдвижными кроватями. Дети обеспечены индивидуальными постельными принадлежностями, полотенцами, предметами личной гигиены. Имеют не менее 2 комплектов постельного белья и полотенец, комплект наматрасников из расчета на 1 ребенка. Постельное белье маркируется индивидуально для каждого ребенка.
4. Буфетная - предназначена для мытья столовой посуды.
5. Туалетная комната (совмещенная с умывальной) - здесь установлены умывальные раковины с подводкой горячей и холодной воды для детей. Рядом с умывальниками установлены вешалки для детских полотенец. В каждой группе есть шкаф для уборочного инвентаря. В туалете для детей раннего возраста оборудованы стеллажи с ячейками для хранения индивидуальных горшков. В туалетных для детей 3-7 лет установлены детские унитазы.
Детская мебель и оборудование для помещений изготовлены из материалов, безвредных для здоровья детей, в том числе с инвалидов и детей с ОВЗ, и имеют документы, подтверждающие их происхождение и безопасность.
Территория детского сада включает 8 прогулочных участков для детей, в том числе инвалидов и детей с ОВЗ. Для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой прогулочной площадки установлены крытые веранды. Прогулочные площадки оборудованы малыми игровыми формами: песочницами, паровозиками, машинками и др.; спортивными сооружениями для лазания, метания, прыжков и др.; цветниками, грядками.
Наличие оборудованных библиотек
Библиотеки в МКДОУ № 26 - нет.
Наличие оборудованных объектов спорта
Основное предназначение физкультурного зала – проведение физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста, в том числе с инвалидами и детьми с ОВЗ.
Также зал предназначен для проведения:
спортивных праздников, физкультурных досугов , тематических занятий с детьми;
открытых итоговых занятий;
театрализованных представлений;
индивидуальной и групповой работы с детьми.
Наличие оборудованных средств обучения и воспитания
Средства обучения и воспитания подробно описаны в Приложении №2 к образовательной программе МКДОУ № 26.
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
Обучающиеся, в том числе инвалиды и дети с ОВЗ, НЕ ИМЕЮТ доступа к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям.
Обучающиеся, в том числе инвалиды и дети с ОВЗ, НЕ ИМЕЮТ доступа к информации в сети Интернет.
В МКДОУ НЕТ специализированных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для обучающихся.
Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Обучающиеся, в том числе инвалиды и дети с ОВЗ, НЕ ИМЕЮТ доступа к электронным образовательным ресурсам.
Собственных электронных образовательных и информационных ресурсов — НЕТ.
Сторонних электронных образовательных и информационных ресурсов- НЕТ.
Сведения о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, формировании платы за проживание в общежитии
Общежитие и интернат на балансе МКДОУ № 26 отсутствуют.
Жилых помещений в общежитии, интернате при МКДОУ № 26 не предусмотрено.
Плата за проживание не формируется.
О специальных условиях для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Сведения об обеспечении доступа в здания образовательной организации, в том числе в общежитие, интернат, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Обеспечение доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья имеется, кроме лиц, имеющих нарушения нижних конечностей либо отсутствие их функций, а именно передвигающихся на креслах-колясках. Частично доступно для инвалидов с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата. Доступно для инвалидов с нарушениями умственного развития.
Конструктивные особенности здания МКДОУ № 26 не предусматривают наличие подъемников и других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Тифлотехника, тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения в образовательной организации отсутствуют.
Специальные условия охраны здоровья детей с ОВЗ и инвалидов отсутствуют. Оздоровительная работа имеет общую направленность и не рассчитана на индивидуальные занятия с инвалидами.
Создание отдельного меню для детей с ОВЗ не практикуется.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Для использования инвалидами и лицами с ОВЗ в МКДОУ № 26 имеются оборудованные учебные кабинеты: кабинет учителя-логопеда, кабинет педагога-психолога.
Средства обучения, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ имеются в группах, кабинетах педагога-психолога, учителя-логопеда, музыкальном и спортивном залах. Это оборудование для игровой, творческой, познавательной деятельности, двигательной активности; наглядный материал, разные виды игр, игрушки и другие средства обучения.
Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования отсутствуют.
Доступ обучающихся к электронным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, не предусматривается.
Дети с ОВЗ небольшой и средней тяжести могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях. Приспособленные электронные образовательные ресурсы для использования детьми с ОВЗ в ДОУ отсутствуют.